Проекты регионального развития и модернизация моногородов

Деятельность Внешэкономбанка по обеспечению устойчивого комплексного развития территорий направлена на стимулирование экономического развития субъектов Российской Федерации, повышение деловой активности в регионах и сокращение дифференциации уровня жизни населения страны. Региональная политика Банка предусматривает комплекс мер по созданию новых центров экономического роста на основе конкурентных преимуществ регионов и содействию диверсификации экономики моногородов.

Региональная политика Внешэкономбанка направлена на развитие территорий, имеющих стратегическое значение, в том числе для обеспечения национальной безопасности страны. Это прежде всего Дальний Восток и Байкальский регион, Северный Кавказ, Калининградская область, районы Крайнего Севера. В соответствии со стратегией развития Банка на 2015-2020 гг. к приоритетным территориям также отнесены Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Внешэкономбанк реализует региональную политику в тесном сотрудничестве с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В целях формирования стратегического партнерства и развития долгосрочного и эффективного взаимодействия в сфере инвестиционной деятельности Внешэкономбанк заключил соглашения о сотрудничестве с 58 субъектами Российской Федерации, включая 3 соглашения, подписанные в 2014 году.

При решении задач по формированию новых центров экономического роста Внешэкономбанк делает акцент на использование возможностей всех организаций группы, в том числе в рамках реализации планов совместных мероприятий с субъектами Российской Федерации по комплексному развитию территорий.

В 2014 году Банк участвовал в реализации 5 планов комплексного развития территорий, которые предусматривают совместную работу Группы Внешэкономбанка и региональных органов власти по формированию и реализации инвестиционных проектов, в том числе на условиях ГЧП, развитию индустриальных парков и кластеров, поддержке моногородов, стимулированию МСП, а также в области образовательной деятельности. Эффективность такого подхода доказана на примере Калужской области, где в период 2011-2013 гг. был реализован первый план комплексного развития, давший мощный импульс индустриальному и экономическому развитию региона.

В целях повышения эффективности деятельности Внешэкономбанка и организаций группы в регионах Банк на регулярной основе обновляет базу перспективных инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации. Ведущая роль в этой деятельности принадлежит представительствам Внешэкономбанка на территории Российской Федерации, которые ведут активную работу по отбору инвестиционных проектов и продвижению продуктов и услуг группы на региональном уровне.

Результаты реализации региональной политики Внешэкономбанка в 2014 году


В рамках реализации стратегии развития на 2015-2020 гг. Внешэкономбанк планирует продолжить деятельность, направленную на стимулирование сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Стратегия предусматривает усиление приоритетов в пользу моногородов, в том числе за счет консолидации усилий с созданным в 2014 году при участии Внешэкономбанка Фондом развития моногородов. Успешной реализации региональной политики будет также способствовать повышение эффективности деятельности региональных представительств Банка на территории Российской Федерации.


Модернизация моногородов

В настоящее время в России согласно перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, насчитывается 319 моногородов — 94 из них характеризуются наиболее сложной социально-экономической обстановкой и отнесены к первой категории, нуждающейся в государственной поддержке в 2015-2017 гг. Деятельность по данному направлению координирует рабочая группа по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию под руководством заместителя Председателя Внешэкономбанка И.В. Макиевой.

В 2014 году рабочая группа подготовила предложения в проект федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития» в части распространения особого правового режима предпринимательской деятельности на организации, реализующие инвестиционные проекты в моногородах с наиболее сложным социально-экономическим положением. Федеральный закон, учитывающий данные предложения, вступил в силу 30 марта 2015 г., что будет способствовать созданию в кризисных моногородах условий для экономического роста, прежде всего за счет повышения их инвестиционной привлекательности.

Важным шагом по стабилизации социально-экономической ситуации в моногородах, отнесенных к первой категории, стало создание в 2014 году Фонда развития моногородов. Учредителем фонда выступил Внешэкономбанк. Фонд будет выполнять роль проектного офиса по реализации инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию экономики и создание рабочих мест в кризисных моногородах.

В период до 2018 года федеральным бюджетом предусмотрено предоставление фонду субсидий в размере 29,1 млрд руб. Планируется, что за это время фонд окажет поддержку 50 моногородам. По состоянию на конец 2014 года на счет фонда уже перечислена государственная субсидия в размере 3 млрд руб., а также внесен имущественный взнос Внешэкономбанка в размере 16,4 млн руб.

Фонд развития моногородов: приоритеты и перспективы

Фонд развития моногородов: приоритеты и перспективы

Развитие моногородов является одним из инвестиционных приоритетов Внешэкономбанка. В портфель Банка входит 37 проектов, направленных на финансовое оздоровление и модернизацию градообразующих предприятий, а также на диверсификацию экономики моногородов. По состоянию на конец 2014 года 29 из этих проектов на общую сумму 595,07 млрд руб. с объемом участия Банка в размере 351,18 млрд руб. уже полностью профинансированы, находятся на этапе финансирования или одобрены органами управления Банка. Еще 8 проектов общей стоимостью 46,32 млрд руб. с предполагаемым участием Банка в размере 32,25 млрд руб. находятся на рассмотрении.

Отраслевая структура портфеля проектов Внешэкономбанка в моногородах по состоянию на конец 2014 года (% от объема участия Банка)

Отраслевая структура портфеля проектов Внешэкономбанка в моногородах по состоянию на конец 2014 года (% от объема участия Банка)
Приоритетные регионы: Дальний Восток и Байкальский регион

Дальний Восток и Байкальский регион являются одним из приоритетов инвестиционной политики Группы Внешэкономбанка. Интерес к макрорегиону обусловлен его особым географическим расположением в непосредственной близости к быстрорастущим странам Азии, огромными запасами природных ископаемых, а также широкими возможностями по развитию сельского хозяйства, рыбного промысла и туризма.

В целях развития эффективного взаимодействия с органами государственной власти Дальневосточного федерального округа Внешэкономбанк заключил соглашения о сотрудничестве с большинством субъектов Российской Федерации, входящих в макрорегион, включая Республику Саха (Якутия), Хабаровский и Приморский края, Амурскую и Сахалинскую области. В настоящее время Группа Внешэкономбанка также реализует план совместных мероприятий с Администрацией Приморского края по комплексному развитию территории региона на период 2013-2018 гг.

Задачу по опережающему развитию макрорегиона решает созданный в 2011 году Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Деятельность фонда направлена на структурирование и реализацию инвестиционных проектов, обладающих значительным социально-экономическим потенциалом для развития экономики макрорегиона, и создание новых возможностей для привлечения инвестиций на Дальний Восток.

Перспективным направлением работы фонда является участие в формировании территорий опережающего развития (ТОР), которые согласно принятому в 2014 году федеральному закону пока разрешено создавать только на Дальнем Востоке. Дальнейший импульс развитию фонда также придаст реализация поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина о разработке механизма докапитализации фонда за счет дополнительных налоговых доходов от новых проектов, реализуемых в Дальневосточном федеральном округе.

Результаты деятельности Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона по итогам 2014 года


media

Проект «Создание лесоперерабатывающего комплекса в Солнечном районе Хабаровского края»

Инициатор проекта/заемщик: ООО «Азия Лес»

Общая стоимость проекта: 8,2 млрд руб.

Объем участия Внешэкономбанка: 6,7 млрд руб.

Цель проекта: создание на Дальнем Востоке нового высокотехнологичного лесопильно-деревообрабатывающего предприятия.

Осуществление проекта будет способствовать реализации экономического потенциала Дальнего Востока, на долю которого приходится около четверти общероссийских запасов деловой древесины. В соответствии с приказом Минпромторга России от 18.01.2012 проект включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Реализация проекта является вторым этапом долгосрочной программы развития группы компаний «Бизнес маркетинг», цель которой создание в Хабаровском крае вертикально интегрированного лесоперерабатывающего комплекса с ежегодным объемом лесозаготовок 1,15 млн куб. м круглых лесоматериалов и объемом переработки древесины 750 тыс. куб. м в год.

В результате реализации проекта на создаваемом предприятии будут организованы лесозаготовка с годовым объемом 650 тыс. куб. м, переработка пиловочного сырья с годовым объемом 450 тыс. куб. м, а также выпуск готовой продукции:

  • пиловочника (110 тыс. куб. м/год);
  • сухих пиломатериалов (132 тыс. куб. м/год);
  • строганых пиломатериалов (30 тыс. куб. м/год);
  • профилированных пиломатериалов (30 тыс. куб. м/год);
  • щепы технологической (108 тыс. тонн/год);
  • пеллет топливных (70 тыс. тонн/год);
  • круглого леса (90 тыс. куб. м/год).
Приоритетные регионы: Северо-Кавказский федеральный округ

Особое внимание Группы Внешэкономбанка к развитию Северо-Кавказского федерального округа обусловлено его стратегически важным расположением и существенным потенциалом в таких отраслях народного хозяйства, как агропромышленный комплекс, обрабатывающая промышленность и гидроэнергетика. Регион также располагает уникальным сочетанием бальнеологических ресурсов, включая минеральные питьевые воды, термальные воды и лечебные грязи, что является мощным фактором развития туризма.

В целях установления стратегического партнерства с органами государственной власти макрорегиона Внешэкономбанк заключил соглашения о сотрудничестве со всеми субъектами Северо-Кавказского федерального округа.

Ключевой организацией Группы Внешэкономбанка, призванной обеспечить развитие инвестиционной среды Северо-Кавказского федерального округа, является созданная в 2010 году Корпорация развития Северного Кавказа (КРСК). В соответствии со стратегией КРСК на период 2011-2015 гг. миссией корпорации является создание успешного инвестиционного бизнеса с целью стимулирования экономического развития регионов Северного Кавказа. В число приоритетных направлений деятельности корпорации входит содействие реализации государственной программы развития Северо-Кавказского федерального округа, привлечение в регион инвестиций и создание новых рабочих мест.

media

Проект «Северо-Кавказский горный клуб»

Инициатор/исполнитель проекта: КРСК

Общая стоимость проекта: 210 млн руб.

Объем участия КРСК: 210 млн руб.

Количество новых рабочих мест: 31 в рамках проекта и 200 в смежных отраслях

Ежегодные налоговые поступления: 4,6 млн руб.

Цель проекта: организация системы круглогодичного приключенческого и экологического туризма на территории Северного Кавказа.

В рамках проекта организовано регулярное проведение индивидуальных, групповых и корпоративных туров по уникальным природным территориям Северного Кавказа. Специально разработанные маршруты, позволяющие по-новому взглянуть на общеизвестные достопримечательности региона, представляют интерес не только для гостей Северного Кавказа, но и для местных жителей.

Особой популярностью у туристов пользуется высокогорный гостинично-туристический комплекс, предлагающий всю необходимую инфраструктуру для восхождений на Эльбрус. Комплекс действует на базе современного комфортабельного и экологичного высокогорного приюта LeapRus.

В целях популяризации активного отдыха на Северном Кавказе в рамках проекта создан Фонд социальных проектов «Посети Кавказ», а также интернет-портал http://www.посетикавказ.рф с возможностью бронирования и оплаты туров, гостиниц и билетов.

Олимпиада в Сочи: год спустя
Долгосрочное наследие Игр в Сочи многогранно. У организаторов было очень ясное видение в отношении олимпийского проекта. Теперь у вас есть спортивные площадки мирового класса, которые предназначены как для элиты спорта, так и для обычных спортсменов. До Олимпийских игр многие российские спортсмены должны были тренироваться за пределами собственной страны, потому что у России больше не было соответствующих сооружений после распада СССР. Теперь способность России принимать у себя чемпионаты по зимним видам спорта восстановлена.
Томас Бах,

Президент Международного олимпийского комитета

Зимняя Олимпиада в Сочи стала одним из самых масштабных и сложных проектов, реализованных в России за последние 20 лет. В кратчайшие сроки практически с нуля были построены крупнейшие спортивные и туристические объекты, а также модернизирована транспортная и энергетическая инфраструктура региона. Это позволило не только с успехом провести Олимпийские игры, но и создать современную инфраструктуру, сделавшую Большой Сочи одним из ведущих рекреационных центров международного класса.

Такие впечатляющие результаты стали возможны во многом благодаря участию Внешэкономбанка, осуществлявшего финансирование большинства крупнейших олимпийских строек. Среди них ставший известным на весь мир горнолыжный курорт «Роза Хутор», спортивно-туристический комплекс «Горная карусель», керлинговый центр «Ледяной куб», а также современные отели, аэропорт и грузовой порт г. Сочи, объекты энергетической инфраструктуры.

Год спустя после завершения Олимпиады Внешэкономбанк видит свою задачу в обеспечении необходимых условий для возврата средств, инвестированных Банком в подготовку к Играм. Учитывая непростую экономическую ситуацию, Банк принял решение о переносе сроков погашения процентов и основного долга по кредитным соглашениям, связанным со строительством олимпийских объектов. При этом вопрос о реструктуризации кредитов будет урегулирован с каждым заемщиком отдельно.

В целях скорейшего возврата инвестиций Внешэкономбанк принимает непосредственное участие в поиске путей эффективного использования олимпийских объектов после завершения Игр. Эта работа идет в активном взаимодействии с Правительством Российской Федерации, органами региональной власти и другими инвесторами, в том числе в рамках деятельности специально созданной межведомственной комиссии во главе с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козаком.

Одним из примеров успешного решения вопроса по обеспечению загруженности олимпийских объектов в постолимпийский период является горнолыжный курорт «Роза Хутор». В 2014 году курорт посетили свыше миллиона человек. На территории комплекса построены дополнительные подъемники и организованы новые горнолыжные трассы. В 2016 году «Роза Хутор» планирует принять юниорский чемпионат мира по горным лыжам.

В течение года после завершения Олимпийских игр в Большом Сочи уже состоялись хоккейный турнир «Кубок Первого канала», встречи Континентальной хоккейной лиги, чемпионат мира по автогонкам «Формула-1», чемпионат России по фигурному катанию, матчи теннисного Кубка федерации, чемпионат мира по шахматам и другие спортивные события. На очереди — заключительный этап розыгрыша Кубка мира по бобслею и скелетону и кубковый этап по санному спорту в 2015 году, чемпионат мира по бобслею и скелетону в 2017 году, чемпионат мира по футболу в 2018 году.

Важным результатом олимпийского проекта стало повышение престижа спорта и здорового образа жизни среди россиян. Об этом свидетельствуют интерес к зимним Олимпийским играм, за которыми, по данным ВЦИОМа, следило 80% жителей страны, а также активное развитие в России массовых видов спорта. Усилению этих позитивных тенденций будет способствовать созданная в рамках подготовки к Олимпийским играм спортивная и туристическая инфраструктура, ориентированная на организацию круглогодичного здорового отдыха.

По данным опроса ВЦИОМа, проведенного в январе 2015 года, россияне положительно оценивают Олимпиаду в Сочи год спустя. Две трети опрошенных (64%) называют сочинскую Олимпиаду престижнейшим событием мирового масштаба. Для 46% она стала праздником, заставившим испытать чувство гордости за страну. Каждый второй респондент (54%) отметил, что проведение столь масштабных состязаний дало толчок развитию физкультуры и спорта. За проведение в России подобных крупных спортивных мероприятий высказываются три четверти россиян (75%).