На основной сайт in English
Наверх

Поддержка МСП

Стратегической целью Внешэкономбанка по поддержке МСП является повышение доступности источников долгосрочного финансирования для субъектов МСП, способствующих формированию конкурентоспособной экономики, созданию высокопроизводительных рабочих мест и устойчивому развитию регионов.

Внешэкономбанк играет ведущую роль в реализации государственной политики развития МСП. С 2007 года Банк успешно осуществляет Программу финансовой поддержки МСП, оператором которой является дочерний МСП Банк. С 2013 года МСП Банк также реализует механизм гарантийной поддержки субъектов среднего предпринимательства, не связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых.

Помимо МСП Банка, существенный вклад в развитие сегмента МСП вносят другие организации группы, прежде всего ВЭБ-лизинг, осуществляющий развитие лизинговых услуг в сегменте МСП, а также Глобэксбанк и Связь-Банк, реализующие собственные программы кредитования МСП.

Стратегия развития Внешэкономбанка на период 2015-2020 гг. предусматривает дальнейшее увеличение объема средств, доведенных до субъектов МСП, который в соответствии с модернизационным сценарием стратегии должен составить на конец 2020 года 225-265 млрд руб.

В результате реализации программы финансовой поддержки МСП Внешэкономбанк планирует до конца 2020 года:

  • направить на цели долгосрочной поддержки МСП (на срок более 3 лет) 180 млрд руб., обеспечив до 5,6% от совокупного объема финансирования МСП, прогнозируемого на конец 2020 года;
  • обеспечить поддержку МСП неторгового сектора в объеме 175 млрд руб., нарастив долю программы на рынке кредитования неторговых МСП до 4,5%;
  • создать или модернизировать каждое десятое высокопроизводительное рабочее место в сегменте МСП.

Успешному достижению целевых показателей стратегии будет способствовать принятое в 2014 году Правительством Российской Федерации решение о продлении до конца 2027 года срока размещения на депозите во Внешэкономбанке 30 млрд руб. из средств Фонда национального благосостояния в целях обеспечения ресурсной базы для реализации программы финансовой поддержки МСП.

Объем средств, доведенных до субъектов МСП в соответствии с модернизационным сценарием (млрд руб.)

Объем средств, доведенных до субъектов МСП в соответствии с модернизационным сценарием (млрд руб.)
Состояние рынка МСП. Проблемы и перспективы
При прохождении непростого периода для российской экономики именно малый и средний бизнес может сгладить негативные процессы в сфере занятости населения, обеспечить социальную адаптацию работников, высвобождающихся с крупных предприятий, а также сформировать новые рыночные ниши и точки экономического роста.
Алексей Улюкаев,

Министр экономического развития России

На фоне ухудшения макроэкономических условий в 2014 году рынок кредитования МСП показал негативную динамику. Вклад МСП в создание ВВП составил около 20-21%, что не превышает уровня посткризисного периода 2011-2013 гг. Одновременно с этим количество создаваемых МСП снизилось до 1,7% по сравнению с 3% в 2013 году.

В число основных причин падения темпов развития МСП входят уменьшение объемов кредитования и ужесточение условий предоставления финансовых средств. Так, в 2014 году доля кредитов на срок свыше 3 лет в общем объеме кредитования МСП составила всего 11,5%. При этом средневзвешенные ставки по кредитам постоянно росли, а условия залогового обеспечения и требования к финансовому состоянию заемщиков ужесточались.

Состояние рынка МСП

Объем выданных МСП кредитов

7 610,59 млрд руб.

Объем задолженности МСП

5 116 млрд руб.

Объем проблемной задолженности МСП

394,4 млрд руб. 7,7% в общем объеме кредитного портфеля МСП

Средневзвешенные процентные ставки
по кредитам МСП

14,92% по кредитам на срок свыше 1 года
16,09% по кредитам на срок до 1 года

Динамика показателей по отношению к уровню 2013 года

5,6 % 4-летний минимум с 2011 года
0,9 %
0,7 процентных пункта
209 базисных пунктов
360 базисных пунктов

Развитие МСП за счет снижения финансовых и административных издержек — один из приоритетов Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного Правительством Российской Федерации. План предусматривает двукратное увеличение предельных размеров выручки для отнесения хозяйствующих субъектов к категории МСП, расширение комплекса мер по поддержке инновационных малых предприятий, а также снижение избыточной налоговой нагрузки, тормозящей развитие МСП.

Результаты программы финансовой поддержки МСП

Программа финансовой поддержки МСП направлена на обеспечение кредитными ресурсами субъектов МСП, относящихся к ключевым клиентским сегментам МСП Банка. Утвержденная в 2014 году стратегия МСП Банка на период до 2020 года предусматривает переориентацию банка на новые клиентские сегменты, к которым относятся субъекты МСП, действующие в моногородах и в регионах со сложным социально-экономическим положением, субъекты МСП — резиденты индустриальных парков, а также субъекты МСП, осуществляющие производство товаров и услуг для крупных предприятий и компаний с государственным участием, в том числе в рамках госзаказа.

Ключевым направлением деятельности МСП Банка также является долгосрочное финансирование субъектов МСП, что особенно актуально в условиях снижения возможностей МСП по привлечению «длинных» денег на рынке. Кроме того, в задачи МСП Банка входит формирование рынка инструментов рефинансирования активов, связанных с банковским кредитованием МСП. С этой целью МСП Банк планирует осуществлять сделки по секьюритизации и гарантированию портфелей кредитов коммерческих банков в сегменте МСП.

Ключевые направления развития программы финансовой поддержки МСП в соответствии со Стратегией ОАО «МСП Банк» на период 2015–2020 гг.:

  • долгосрочное финансирование МСП;
  • финансирование МСП в индустриальных, промышленных парках;
  • финансирование МСП в моногородах и регионах с приоритетом государcтвенного развития (Дальний Восток, Северный Кавказ, Крым).

МСП Банк реализует программу с применением двухуровневого механизма, направляя средства субъектам МСП через сеть банков-партнеров и организаций инфраструктуры поддержки. Кредитные средства предоставляются субъектам МСП на долгосрочной основе по процентным ставкам существенно ниже среднерыночных, что является одним из ключевых критериев эффективности программы. По состоянию на конец 2014 года доля кредитов, предоставленных в рамках программы на срок более двух лет, составила почти 91% при средневзвешенной процентной ставке 12,73% годовых.

На фоне падающего рынка банковского кредитования МСП в рамках реализации программы МСП Банку удалось увеличить портфель поддержки МСП на 2%. Такой результат стал возможным в том числе благодаря нацеленности программы на регионы с неблагоприятным экономическим климатом и плохо сформированной системой поддержки субъектов МСП. В результате МСП Банк получил достаточно высокую долю проникновения в систему кредитования в значительном числе регионов.

Результаты реализации двухуровнего механизма поддержки МСП

media

Проект «Добыча нерудных строительных материалов»

Инициатор проекта (субъект МСП): ООО «Активист» (Республика Татарстан, г. Казань)

Общая стоимость проекта: 200,03 млн руб.

Объем участия МСП Банка: 138,39 млн руб.

Цель проекта: строительство земснаряда — плавучего инженерного сооружения для подводной разработки и очистки водоемов, дноуглубления и добычи нерудных строительных материалов.

В результате реализации проекта в Волжском и Камском речных бассейнах будет введен в эксплуатацию единственный земснаряд с возможностью добычи песчано-гравийной смеси на глубине до 30 м. Земснаряд будет оборудован гравзаводом, что позволит производить сортировку и обогащение сырья на месте добычи.

Реализация проекта будет способствовать обеспечению Республики Татарстан и близлежащих регионов гравием и песком, необходимыми для развития строительной отрасли. Актуальность проекта продиктована высокими темпами строительства в Республике Татарстан, являющейся одним из российских лидеров по объему ввода нового жилья.

Структура распределения средств программы финансовой поддержки МСП по состоянию на конец 2014 года

Распределение средств программы по направлениям поддержки МСП

Наибольшую долю в структуре распределения средств программы составляет стратегическая ниша — кредитование инновационных МСП

Отраслевая структура портфеля кредитов субъектам МСП

Большая часть средств программы направляется субъектам МСП в неторговом сегменте

Распределение средств программы по срочности кредитов

Большая часть кредитов предоставляется субъектам МСП на срок свыше 3 лет

Распределение средств программы по объему кредитов

В структуре портфеля кредитов преобладают средние и крупные сделки размером от 20 млн руб. и выше

Распределение средств программы по федеральным округам Российской Федерации

Значительная доля средств программы направляется в регионы с низким уровнем развития МСП

Гарантийный механизм поддержки среднего предпринимательства

В 2014 году МСП Банк продолжил реализацию гарантийного механизма поддержки субъектов среднего предпринимательства (СП), инициированного годом ранее в соответствии с Указом Президента Российской Федерации. Механизм расширяет возможности средних предприятий по привлечению финансирования от кредитных организаций в целях реализации инвестиционных проектов. Поддержка предоставляется субъектам среднего предпринимательства, не связанным с добычей и переработкой полезных ископаемых.

В рамках выполнения функций оператора гарантийного механизма МСП Банк предоставляет субъектам СП гарантии по обязательствам перед банками-кредиторами в размере до 50% привлекаемых средств. При этом обязательства МСП Банка по гарантиям в полном объеме обеспечиваются банковской гарантией Внешэкономбанка, в свою очередь наполовину обеспеченной государственной гарантией Российской Федерации.

Целевой объем гарантий, которые будут предоставлены МСП Банком в рамках реализации гарантийного механизма поддержки СП, составляет 40 млрд руб. Планируется, что реализация гарантийного механизма позволит средним предпринимателям привлечь до 80 млрд руб. кредитных ресурсов.

Результаты реализации гарантийного механизма поддержки СП

Результаты реализации гарантийного механизма поддержки СП

media

Проект «Деревенское молочко»

Инициатор проекта (субъект МСП): ООО «Деревенское молочко» (Томская область, г. Северск)

Общая стоимость проекта: 139,32 млн руб.

Объем участия МСП Банка: инвестиционный кредит в размере 100 млн руб. через банк «Левобережный» и гарантия банку для обеспечения кредита в размере 50 млн руб.

Цель проекта: модернизация производственных площадей творожного цеха путем установки творожной линии закрытого типа и оборудования для производства мягких сыров.

В рамках проекта на предприятии будет проведен комплекс работ по усовершенствованию процесса изготовления традиционной молочной продукции, а также запущена новая линия по производству мягких сыров. Расширение спектра выпускаемой продукции позволит инициатору проекта, относящемуся к сегменту МСП, выйти на качественно новый уровень в отрасли. В результате реализации проекта на предприятии будет также сокращена доля ручного труда и достигнуто снижение микробиологических рисков за счет исключения промежуточных этапов при производстве молочной продукции.

Пилотная балтийская инициатива

Внешэкономбанк реализует Пилотную балтийскую инициативу, разработанную под патронажем министерств иностранных дел России и Германии, совместно с германской банковской группой KfW. Инициатива направлена на поддержку неторговых МСП российских регионов, прилегающих к Балтийскому морю: Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областей и Санкт-Петербурга.

В рамках реализации балтийской инициативы в 2012 году KfW предоставила Внешэкономбанку средства в размере 110 млн долл. США сроком на 5 лет. Кредитование субъектов МСП в рамках инициативы осуществляет МСП Банк через сеть банков-партнеров. По состоянию на конец 2014 года после возврата части средств KfW в распоряжении МСП Банка находятся кредитные ресурсы в размере 64,8 млн долл. США.

В 2014 году по согласованию с немецкой стороной МСП Банк заключил дополнительное соглашение, дающее МСП Банку право кредитовать банки-партнеры за счет собственных средств с возможностью их замещения ресурсами KfW. Это позволило существенно увеличить количество МСП, участвующих в проекте.