Управление инвестиционной деятельностью

Внешэкономбанк является одним из российских лидеров в области экспертизы и финансирования крупных инвестиционных проектов, программ развития отраслей и регионов. Приоритетом Банка в сложившихся экономических условиях является рациональное использование финансовых ресурсов для поддержки проектов, оказывающих позитивное влияние на реализацию государственной социально-экономической политики, в том числе направленных на развитие инноваций, импортозамещения и инфраструктуры. В рамках кредитно-инвестиционной деятельности Банк уделяет особое внимание внедрению практики ответственного финансирования, призванной минимизировать экологические и социальные риски финансируемых проектов.

Основные отраслевые приоритеты и направления инвестиционной деятельности Внешэкономбанка определены Меморандумом о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». При осуществлении инвестиционной деятельности Банк ориентирован на поддержку крупных проектов, имеющих стратегическое значение для развития российской экономики, но не получающих необходимого финансирования со стороны коммерческих кредитных организаций из-за больших объемов требуемых инвестиций и длительных сроков окупаемости.

Внешэкономбанк принимает решения о возможности и целесообразности финансирования инвестиционных проектов по итогам их тщательного анализа и оценки, порядок которых регламентирован Положением о проведении экспертизы инвестиционных проектов Банка. При принятии инвестиционных решений Внешэкономбанк в обязательном порядке оценивает соответствие претендующих на финансирование Банка проектов требованиям национального законодательства в области охраны окружающей среды.

В целях дальнейшего повышения эффективности управления экологическим и социальным воздействием инвестиционных проектов Внешэкономбанк первым в России активно внедряет в свою деятельность принципы ответственного финансирования. Основные цели и видение перспектив развития данного направления определяет утвержденная в 2013 году Политика ответственного финансирования Внешэкономбанка. В 2014 году в число приоритетов Банка в сфере управления инвестиционной деятельностью входило совершенствование методологии экологической и социальной оценки инвестиционных проектов.

Важным шагом по повышению эффективности инвестиционной политики Банка также стало присоединение в 2014 году к инициативе Международной финансовой корпорации (IFC) по внедрению принципов корпоративного управления в инвестиционную деятельность. Участие в данной инициативе предусматривает разработку Внешэкономбанком системы оценки качества корпоративного управления своих заемщиков, что будет способствовать не только снижению рисков кредитно-инвестиционной деятельности Банка, но и продвижению лучших международных практик в российской деловой среде.

Порядок рассмотрения инвестиционных проектов Внешэкономбанка


Результаты инвестиционной деятельности

Результаты кредитно-инвестиционной деятельности Внешэкономбанка в рамках выполнения функций банка развития


Отраслевая структура проектов, одобренных к финансированию Внешэкономбанком в 2007-2014 гг. (% от объема участия Банка)

Отраслевая структура проектов, одобренных к финансированию Внешэкономбанком в <nobr>2007-2014 гг.</nobr> (% от объема участия Банка)

Региональная структура проектов, одобренных к финансированию Внешэкономбанком на территории Российской Федерации в 2007-2014 гг.

Региональная структура проектов, одобренных к финансированию Внешэкономбанком на территории Российской Федерации в <nobr>2007-2014 гг.</nobr>

Отраслевая структура проектов, в финансировании которых Внешэкономбанк принимал участие по состоянию на конец 2014 года (% от объема участия Банка)

Отраслевая структура проектов, одобренных органами управления Внешэкономбанка, в финансировании которых Банк принимал участие по состоянию на конец 2014 года (% от объема участия Банка)

Региональная структура проектов, в финансировании которых Внешэкономбанк принимал участие на территории Российской Федерации по состоянию на конец 2014 года

Региональная структура проектов, одобренных органами управления Внешэкономбанка, в финансировании которых Банк принимал участие на территории Российской Федерации по состоянию на конец 2014 года
Мониторинг и оценка эффективности инвестиционной деятельности

Внешэкономбанк осуществляет оценку эффективности финансируемых проектов в соответствии с Порядком мониторинга и сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых при участии Внешэкономбанка. В ходе мониторинга Банк проводит оценку соответствия фактических показателей макроэкономической и бюджетной эффективности проектов их плановым значениям, а также оценивает социально-экономические эффекты реализации проектов.

В 2014 году Внешэкономбанк уделял особое внимание оценке социально-экономических эффектов финансируемых проектов по таким параметрам, как создание в рамках проектов новых рабочих мест и обеспечение бюджетных отчислений разных уровней. В течение года Банком была консолидирована информация о социально-экономических эффектах по более чем 100 финансируемым проектам.

Проделанная работа позволила Банку достичь существенного прогресса в рамках внедрения комплексной системы оценки социально-экономической эффективности кредитно-инвестиционной деятельности, методика осуществления которой была разработана в 2012 году и в настоящее время проходит апробацию. В 2014 году методика была протестирована на примере 10 инвестиционных проектов Банка. Завершение работ по апробации методики запланировано на 2015 год, что создаст необходимую методическую базу для комплексной оценки вклада кредитно-инвестиционной деятельности Внешэкономбанка в обеспечение устойчивого социально-экономического развития российской экономики.

Перспективные направления развития инвестиционной деятельности

В 2014 году в рамках разработки стратегии развития на 2015-2020 гг. Внешэкономбанк серьезно пересмотрел свой подход к формированию кредитного портфеля. Было учтено усиление геополитических рисков и ужесточение условий доступа к заемным средствам на внешнем и внутреннем рынках капитала, вызвавших стагнацию инвестиций в российскую экономику. Стратегической целью Банка в условиях высокой потребности предприятий реального сектора в долгосрочных финансовых ресурсах стало увеличение объема финансирования инвестиционных проектов при соблюдении необходимого качества кредитного портфеля.

В целях устойчивого увеличения и повышения качества кредитного портфеля Стратегия развития Внешэкономбанка на период 2015-2020 гг. предусматривает его разделение на проекты банка развития и специальные проекты государственной важности, имеющие повышенную категорию риска, к которым будут применяться другие принципы фондирования. В 2014 году Банк также внес изменения в Положение о кредитной политике Внешэкономбанка, уточняющие порядок расчета процентных ставок по кредитам, порядок расчета собственных источников финансирования проекта исполнителем проекта или заемщиком, а также виды залоговой стоимости передаваемого в обеспечение по кредитам Банка имущества.

Планируется, что в 2015-2020 гг. при формировании кредитного портфеля банка развития основной акцент будет сделан на создании новых промышленных производств, включая инновационные и импортозамещающие проекты, участии в программах финансового оздоровления ведущих компаний военно-промышленного комплекса, поддержке инфраструктурных проектов в сфере транспорта, энергетики и ЖКХ, а также «зеленых» проектов, отличающихся высокой социальной и экологической значимостью.

Приоритетные направления формирования портфеля банка развития на 2015-2020 гг.


Проекты по модернизации экономики и созданию новых производств продукции с высокой добавленной стоимостью в отраслях промышленности, имеющих значительный потенциал развития, включая производство инновационной продукции

«Зеленые» проекты, характеризующиеся высокой степенью социальной и экологической значимости

Проекты по повышению энергоэффективности


Конкретные задачи в отношении специальных проектов, которые должны составить около половины кредитного портфеля Банка, будут определяться решениями наблюдательного совета Внешэкономбанка. При этом в условиях стагнации экономики, роста стоимости и ограниченности рыночного кредитования часть проектов банка развития могут переходить в категорию специальных проектов, для которых требуется государственное фондирование.

С учетом разделения кредитного портфеля на проекты банка развития и специальные проекты модернизационный сценарий развития Внешэкономбанка на 2015-2020 гг. предусматривает почти двукратный рост кредитного портфеля до 2,5-3,0 трлн руб. При этом объем кредитного портфеля банка развития увеличится примерно до 1,4-1,7 трлн руб., объем портфеля специальных проектов составит 1,1-1,3 трлн руб. Рост кредитного портфеля обеспечит вклад Банка в финансирование инвестиций в основной капитал на уровне около 1,7-2,3% к концу 2020 года.

Объем кредитного портфеля Внешэкономбанка в соответствии с модернизационным сценарием развития на период 2015-2020 гг.
(на конец года, млрд руб.)

Объем кредитного портфеля Внешэкономбанка в соответствии с модернизационным сценарием развития на период <nobr>2015-2020 гг.</nobr> (на конец года, млрд руб.)
Интеграция в деятельность Банка принципов ответственного финансирования

В соответствии с лучшей международной практикой в области устойчивого развития Внешэкономбанк последовательно интегрирует в свою деятельность принципы ответственного финансирования, направленные на повышение эффективности системы управления экологическими и социальными рисками инвестиционных проектов, а также на эффективное содействие охране окружающей среды.

Внешэкономбанк первым в России присоединился к Финансовой инициативе Программы ООН по окружающей среде (UNEP FI), подтвердив тем самым свою приверженность принципам устойчивого развития и намерение реализовывать комплекс природоохранных мер в рамках кредитно-инвестиционной деятельности. Важным шагом по осуществлению взятых обязательств стало утверждение в 2013 году Политики ответственного финансирования Внешэкономбанка. Практическая реализация политики будет осуществляться в том числе в рамках внедрения методики экологической и социальной оценки (ЭСО) инвестиционных проектов, к разработке которой Банк приступил в 2014 году.


Основные стратегические цели Банка в области реализации принципов ответственного финансирования

Механизмы интеграции в деятельность Банка принципов ответственного финансирования

  • Повышение экологической и социальной ответственности Банка и его вклада в устойчивое развитие общества
  • Эффективное содействие охране окружающей среды и улучшению условий жизни населения
  • Совершенствование системы управления экологическими и социальными рисками
  • Соответствие передовой международной практике финансовых институтов развития
  • Совершенствование процедур и механизмов экологической и социальной оценки и мониторинга инвестиционных проектов с учетом передовых международных практик
  • Интеграция экологической и социальной оценки в предварительную и комплексную экспертизу инвестиционных проектов
  • Внедрение системы оценки социально-экономической и экологической эффективности кредитно-инвестиционной деятельности Внешэкономбанка

Подготовленный Внешэкономбанком проект методики ЭСО инвестиционных проектов учитывает основные подходы к оценке проектных решений, используемые в настоящее время в Российской Федерации, а также лучшую международную практику, включая подходы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), политики Всемирного банка и руководящие стандарты Международной финансовой корпорации. Проект методики предусматривает оценку инвестиционных проектов по следующим направлениям:

  • система управления экологическими и социальными вопросами;
  • процедура оценки воздействия проекта на окружающую среду и социально-экономические условия;
  • предотвращение и минимизация отрицательного воздействия на окружающую среду, жизнь и здоровье населения, а также сохранение биоразнообразия территорий и традиций коренных народов;
  • раскрытие информации и взаимодействие с заинтересованными сторонами.

Механизмы ЭСО будут интегрированы в действующую в настоящее время процедуру экспертизы инвестиционных проектов Внешэкономбанка. Проект методики предусматривает проведение на этапе предварительной экспертизы экологического и социального скрининга всех инвестиционных проектов Банка и их категоризацию по уровню экологических и социальных рисков. По результатам скрининга в отношении проектов, имеющих высокий уровень потенциально негативного воздействия на окружающую среду и качество жизни местного населения, предусматривается проведение комплексной ЭСО. В случае необходимости по результатам ЭСО разрабатывается план экологических и социальных мероприятий, направленный на устранение выявленных рисков.


Процедура экологической и социальной оценки (ЭСО)



Одной из задач внедрения в кредитно-инвестиционную деятельность Внешэкономбанка методики ЭСО является выявление среди проектов, претендующих на финансирование Банка, проектов, имеющих высокую экологическую и социальную значимость. Проект методики предусматривает перечень критериев для отнесения проектов Банка к данным категориям, что позволит систематизировать работу Банка по мониторингу и анализу влияния его кредитно-инвестиционной деятельности на достижение целей устойчивого развития. В дальнейшем Банк рассматривает возможность предоставления для проектов, имеющих особую экологическую и социальную значимость, дополнительных преференций по условиям кредитования.

Социально значимый проект


ЕСЛИ

Проект обеспечивает выполнение одного или нескольких критериев

  • Создание альтернативных рабочих мест в моногородах
  • Поддержка социально незащищенных слоев населения
  • Улучшение качества и доступности социальной инфраструктуры
  • Реализация практических мероприятий по восстановлению объектов культурного наследия
  • Социальная поддержка коренных малочисленных народов

Экологически значимый проект


ЕСЛИ

Проект обеспечивает выполнение одного или нескольких критериев

  • Существенное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду
  • Реабилитация экологически неблагоприятных территорий
  • Внедрение инновационных, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и практик
  • Восстановление и сохранение природной среды и биоразнообразия