- Мой отчет (пустой)
- Добавить в мой отчет
- Версия для печати
- Сохранить в PDF
- История
- Интерактивный анализ
- Обратная связь
- Анкета
- Компания в соц.сетях
Уважаемые коллеги и партнеры!
Вашему вниманию предлагается шестой по счету Отчет Группы Внешэкономбанка об устойчивом развитии за 2014 год. На его страницах представлены основные результаты нашей деятельности в качестве национального финансового института развития. В отчете также указаны стратегические приоритеты группы, на которых строится наша работа в сложившихся для страны и Внешэкономбанка условиях. Очевидно, что они гораздо более жесткие, чем прежде.
Хочу подчеркнуть, что 2014 год стал для нас во многом знаковым. Внешэкономбанку исполнилось 90 лет. В своем поздравлении к юбилею Президент Российской Федерации
Заслужив в юбилейном году столь высокую оценку, мы наметили для себя новые горизонты. Они нашли отражение в стратегии развития Банка на период до 2020 года. Мы исходим из того, что нашей стране предстоит преодолеть немало трудностей. Поэтому ближайшими задачами Внешэкономбанка станут содействие устранению кризисных явлений в российской экономике, а затем скорейший выход на траекторию устойчивого роста.
В этой связи особое значение приобретает повышение эффективности работы Банка по таким ключевым направлениям, как кредитование реального сектора, поддержка национального экспорта, развитие импортозамещающих производств, содействие малому и среднему бизнесу, улучшение инвестиционного климата в регионах.
Наш Банк не раз решал сложнейшие задачи, связанные в том числе с необходимостью быстрой стабилизации банковской системы и финансового рынка. Наиболее памятный из последних примеров — участие Внешэкономбанка в реализации антикризисных мер правительства в
Сегодня мы сталкиваемся с тем, что западные рынки капитала фактически закрыты для ведущих российских банков. Поэтому вновь особо востребован потенциал Внешэкономбанка в поддержке реального сектора долгосрочными финансовыми ресурсами. К концу 2014 года количество крупных инвестиционных проектов, реализуемых во всех регионах страны с участием Внешэкономбанка, превысило 190. Это главным образом инфраструктура, промышленность и агропромышленный комплекс, сектор высоких технологий. В результате реализации проектов Банка создаются новые производства, в том числе ориентированные на импортозамещение и выпуск инновационной продукции. Прямым следствием запуска высокотехнологичных предприятий становятся формирование условий для опережающего развития регионов, увеличение занятости населения и генерация дополнительных бюджетных отчислений.
Стратегической целью Внешэкономбанка является дальнейший рост объемов финансирования проектов, соответствующих приоритетам нашей инвестиционной политики. Модернизационный сценарий стратегии развития предусматривает рост кредитного портфеля Банка к концу 2020 года почти в два раза — до
Важно отметить, что в рамках реализации стратегии до 2020 года Внешэкономбанк нацелен на поддержку проектов «зеленой» экономики, имеющих высокую социальную и экологическую значимость, а также проектов, направленных на повышение энергоэффективности. Именно эти аспекты деятельности являются сейчас приоритетами большинства международных и национальных банков развития. Уже сегодня Внешэкономбанк при содействии Международной финансовой корпорации ведет работу по созданию механизма оценки энергоэффективности инвестиционных проектов. Его практическое внедрение в кредитно-инвестиционную деятельность будет способствовать повышению роли Банка в финансировании «зеленой» экономики.
Важнейшим стратегическим ориентиром Внешэкономбанка также является переход на качественно новый уровень поддержки экспорта, развитие малого и среднего предпринимательства, оздоровление экономики моногородов. По этим направлениям Банк уже достиг весомых результатов. Они стали возможны прежде всего благодаря объединению усилий дочерних организаций Группы Внешэкономбанка — специализированных финансовых компаний, коммерческих банков, фондов и агентств. Их деятельность в своей основе самостоятельна, но вместе с тем координируется исходя из стратегических установок Внешэкономбанка.
Хорошим примером эффективного использования потенциала Группы Внешэкономбанка стала совместная работа по формированию комплексной системы поддержки экспорта. Группа предоставляет российским предприятиям и иностранным покупателям несырьевой продукции широкий спектр финансовых инструментов: кредиты и гарантии, страховое обеспечение, услуги лизинга. В последнее время по этому направлению наметились заметные позитивные сдвиги, которые были достигнуты в том числе благодаря специально созданной организации группы — Российскому агентству по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. При этом объем поддержки отечественных экспортеров самим Внешэкономбанком к концу 2014 года превысил 259 миллиардов рублей.
В 2014 году Внешэкономбанк также активно развивал нефинансовые инструменты поддержки экспорта. На сайте Банка была запущена онлайн-система, обеспечивающая взаимодействие в режиме одного окна между российскими экспортерами, иностранными импортерами и организациями группы. Система призвана помочь выходу на зарубежные рынки отечественных производителей, прежде всего экспортно ориентированных предприятий среднего бизнеса. Следующим шагом в этом направлении является создание на базе Внешэкономбанка Российского экспортного центра. Он аккумулирует все финансовые и нефинансовые инструменты поддержки экспорта, которыми располагает группа, что будет означать полноценный запуск механизма одного окна.
Еще одним важным направлением работы, в котором участвует большинство организаций группы, является поддержка малого и среднего предпринимательства. Наша стратегическая цель — усиление роли компаний МСП в обеспечении экономического роста. Это достигается прежде всего за счет повышения доступности для представителей МСП долгосрочных источников финансирования. На решение этой задачи направлена программа финансовой поддержки МСП, оператором которой является дочерний МСП Банк.
К приоритетным направлениям программы относится поддержка субъектов МСП в моногородах и регионах со сложным социально-экономическим положением, а также резидентов индустриальных парков. К концу 2014 года объем средств, доведенных до субъектов МСП в рамках программы, превысил 100 миллиардов рублей.
Подводя итоги 2014 года, нельзя не вспомнить одно из его самых ярких событий — зимние Олимпийские игры в Сочи. Олимпиаду ждали, на нее возлагали большие надежды. И организаторы Олимпиады вместе со спортсменами не подвели. Весь мир увидел красивое зрелище и отметил высочайший уровень проведения Игр.
Помимо радости за достижения страны, у Внешэкономбанка есть еще и особый повод для гордости. В рамках подготовки к Олимпиаде Банк профинансировал ряд очень сложных и масштабных проектов по строительству спортивной, туристической, транспортной и энергетической инфраструктуры. Сегодня готовые объекты активно используются сочинцами и гостями региона, ставшего крупнейшим в стране спортивно-рекреационным центром. Популярность Большого Сочи у туристов и спортсменов вселяет уверенность, что инвестиции Банка в подготовку к Олимпийским играм окупятся.
Олимпиада осталась в прошлом, но теперь перед нами стоят не менее масштабные задачи. Достаточно сказать, что в 2014 году органы управления одобрили 27 инвестиционных проектов Внешэкономбанка с объемом участия свыше 220 миллиардов рублей. Среди них финансирование программы «Жилье для российской семьи», реализация которой возложена на Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. В рамках программы планируется построить не менее 25 миллионов квадратных метров жилья, в основном для многодетных и малоимущих семей. В число проектов, играющих важную роль в программе импортозамещения и финансируемых Банком, входит расширение мощностей животноводческого комплекса в Брянской области. Проект реализует агропромышленный холдинг «Мираторг». Отдельного внимания заслуживает решение о поддержке Банком программы развития крупнейшего российского производителя автомобилей — ОАО «АВТОВАЗ».
Успешная реализация этих и многих других амбициозных планов Банка существенным образом зависит от его ресурсной базы, достаточной для обеспечения финансовой устойчивости. Эта задача приобрела особую актуальность из-за введения рядом стран Запада санкций, ограничивающих доступ на иностранные рынки капитала системообразующих российских банков, включая наш. Кроме того, в течение нескольких последних лет Внешэкономбанк активно наращивал кредитный портфель в объемах, существенно превышающих плановые. Это приблизило нас к порогу норматива достаточности капитала. Адекватным ответом на эту проблему стало решение о необходимости пополнения собственных средств Банка.
Принимая во внимание значимость полномочий Внешэкономбанка и его особую роль в реализации антикризисных программ, в отношении Банка были осуществлены конкретные меры государственной поддержки. Речь идет о решениях перечислить в уставной капитал Банка 27,5 миллиарда рублей из прибыли Банка России за 2014 год и разместить на его депозите до 300 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Условия использования этих ресурсов очень строгие. Все средства ФНБ пойдут на финансирование проектов, имеющих государственное значение. Решение о финансировании каждого из них будет принимать непосредственно наблюдательный совет Внешэкономбанка.
Одновременно с привлечением национальных источников финансирования Внешэкономбанк ставит перед собой задачу по расширению сотрудничества со странами Азии и Ближнего Востока и активному выходу на рынки капитала этих регионов. В данном контексте особое значение в текущем году приобрело председательство Внешэкономбанка в межбанковских объединениях БРИКС и ШОС. С институтами развития этих стран нас связывают многолетний опыт взаимодействия и совместные планы по укреплению торгово-экономических отношений.
Прорывным результатом сотрудничества стран БРИКС стало решение о создании Нового банка развития (НБР), учредителями которого выступили Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. Основной задачей НБР является финансирование долгосрочных инфраструктурных проектов, а также проектов в области устойчивого развития. В перспективе деятельность НБР будет способствовать переходу взаимодействия в формате БРИКС на качественно новый уровень.
Важно отметить, что в своей работе Внешэкономбанк всегда ориентировался на принципы открытости к сотрудничеству и готовности к поиску взаимовыгодных решений. Мы с оптимизмом смотрим в будущее и надеемся на дальнейшее развитие конструктивного диалога с нашими деловыми партнерами. Такая политика является залогом того, что Внешэкономбанк успешно выполнит стоящие перед ним задачи. Это в конечном счете будет способствовать укреплению отечественной экономики, повышению уровня жизни населения и улучшению экологической обстановки. Используя свой опыт и лучшие международные практики, мы планируем и впредь достигать высоких результатов, обеспечивающих поступательное развитие нашей страны как части международного сообщества.
В.А. Дмитриев